Северная Италия

Генуя - столица Лигурии
Сырой фарш и Сан Лоренцо

Турин - столица Пьемонта

Мини гостиница "Piazza Vittorio B&B "
    Как мы питались в Турине
    Музей кино и смотровая площадка Mole Antonelliana
    Университет Турина
    Базилика Del Corpus Domini
    Basilica di Santa Maria Ausiliatrice
    Палатинские ворота и Туринский собор

В Турине мы провели два насыщенных великолепных дня. Причем за оба дня мы не посетили ни один музей.

Вру. Один, Египетский все же посетили, почти случайно :) А так мы просто ходили по городу и наслаждались его красотой. А еще, мы одним глазком посмотрели, как говорится не заходя в дом, королевский дворец и дворец Мадама. Ну, об этом позже.

Знаете, Турин невозможно не полюбить с первого взгляда. Это поистине королевский город. Город, который нужно рассматривать со всех сторон. Город с бесконечными аркадами галерей. Город, в котором дома могут иметь абсолютно разные фасады. Город, в котором недостаточно смотреть под ноги, вперед и над головой. В Турине обязательно нужно всматриваться вдаль, сквозь просветы узких улиц. Тогда можно заметить и своды храмов, и их колокольни, можно разглядеть витиеватые убранства крыш и колонн. Иначе перед собой вы всегда будете видеть окна с жалюзи и огромные входные двери, за которыми может прятаться все что угодно: и храм, и университет, и обычный двор жилого дома.

Турин - город с бесконечными аркадами галерей

Piazza Vittorio Veneto

Турин - город необычайной симметрии. Piazza Vittorio Veneto, piazza San Carlo, piazza Carlo Emanuelle II, piazza Carlo Felice, piazza Della Republica - все настолько семитрично, словно в зеркальном отражении.

Турин - адская смесь архитектуры, музеев и шопинга. Причем, все как-то так устроено, что несовместимые в обычном путешествии вещи, здесь совмещаются абсолютно органично. Вышли из храма, попали в магазин, за магазином Дворец, во дворце музей, из музея зашли в кафе, по дороге заглянув в Gelateri'ю.

В музеи мы решили в Турине не ходить, кажется я уже об этом сказала. Обязательным оставили пункт посещения неба, читай смотровую площадку на Mole Antonelliana, Королевский дворец и парк, собор San Lorenzo (почему именно выбор пал именно на него, не понимаю до сих пор), Палатинские ворота и главный собор Турина Duomo di San Giovanni Battista, в котором хранится одна из главных христианских реликвий - Плащаница. Вот собственно и все наши планы.

Как всегда получилось не так, как хотелось. В Турин мы прибыли в воскресенье к обеду.

Мини гостиница "Piazza Vittorio B&B "

Жилье для Турина мы выбирали согласно нашим устаканившимся требованиям: обязательно в шаговой доступности от основных достопримечательностей, т.е. желательно в центре. C разумным соотношением цена-качество. И обязательным наличием бесплатного интернета. Все.

На этот раз выбор пал на до сих пор не опробованный вид отелей - мини-гостиница bed&breakfast.

А из нашего окошка видно дворика немножко :)

Розовая точка - наша мини-гстиница

Для тех, кто впервые сталкивается с таким видом отелей, я постараюсь описать все в красках. Огромная квартира, в нашем случае на 5 спален, с общей кухонно-развлекательной зоной. Я бы назвала это хостелом, но наша спальня была обычным отельным номером со своим собственным санузлом. Поэтому не хостел, хотя как я могу утверждать, если в хостеле ни разу не останавливались.

Общая кухонно-развлекательная зона

Наш номер. Вид от окна

Наш номер. Вид с кровати

Коридор. Вид из развлекательной зоны

Каждое утро в столовой был накрыт стол для завтрака со свежеиспеченными булочками, круасанами, йогуртами и свежее сваренным в джезве по всем правилам итальянским кофе. Естественно, мюсли, хлопья, масло джемы, сок.

Ну вот, как-то так.

Все готово к завтраку

Наш B&B находился в двух шагах от Piazza Vittorio, в одном из тысячи закрытых двориков Турина. Пока мы шли по площади, а потом и просто по улице, Турин казался нам величественной средневековой столицей, но как только нырнули во двор, мы оказались в типичном одесском дворике.

Типичный одесский дворик

И вот стоим мы среди двора, и что дальше делать совершенно непонятно. Не знаю, минут пять мы пытались разработать стратегию, как же найти наш B&B. Мы точно знали, что нас ждут, потому что накануне владельцы прислали письмо на электронный адрес, где поинтересовались во сколько нас ждать и в красках рассказали как к ним дойти, а как их искать не просветили. Мы уже и в звонок звонили, который на улице перед входом во двор с пометкой "Piazza Vittorio B&B", ничего, глухо.

Мы даже сразу нашли соответствующую кнопочку :)

А сверху двор выглядит вполне прилично (муж сделал снимок, пока бегал в посиках нашего B&B")

На нас люди из окон стали обращать внимание. Стоит пара с чемоданами и рассматривает окна. Странно. Возможно, в скором времени эти люди и полицию бы вызвали, но тут (Слава Богу) отозвался наш владелец и сказал, чтобы мы поднимались на крышу. Нет, он сказал на 5 этаж, но на деле оказалась типичная мансарда, переоборудованная в огромную квартиру.

Пусть на мансарду, как дорога в гости к Карлсону :)

Домик Карлсона :)

Хозяин нас тепло встретил. Все показал, рассказал, сказал, что мы можем пользоваться всем, что найдем в холодильнике и на кухонных полках. Чай, кофе, сахар, масло, хлеб, джемы, молоко. Сказал, если нам что-то понадобиться, мы смело можем обращаться к ним домой, они живут на втором этаже. Извинился за свой английский, порадовал, что жена говорит намного лучше. Спросил к скольки нам накрывать завтрак ("Ничего себе!" - подумала я). Вручил нам ксерокопию туристической карты (исходник ксерокопии мы взяли в информационном центре) и анкету-опросник для властей (заполните вечером, а завтра на завтраке отдадите). Рассказал, как пользоваться комплектом ключей (один от комнаты, второй от квартиры, третий от входных ворот во двор - двор закрывается на ночь в 20.00). И отбыл.

В квартире, как нам тогда показалось, мы были совершенно одни. Поэтому в первый вечер решено было не ходить ни в какой ресторан, а поужинать дома. Кухня - полный фарш, от плиты до микроволновки. Что-что, а пасту сварить сможем.

И все бы у нас получилось (оно и так получилось все в лучшем виде), но оказывается, в доме не оказалось соли. Пришлось спускаться к хозяевам за солью. И тут вскрылась страшная правда. В мини-гостиницах итальянским законом запрещено готовить. Ну мы, собственно и не собирались готовить (а кто сказал, что будем? нет-нет-нет, пятно жирное выводим на брюках, вот соль и нужна). Так что когда обнаружилось, что и кастрюли нет, то, естественно за кастрюлей никто спускаться не стал. Сварили тортеллини в глубокой салатной миске в микроволновке. Вкусно получилось!

Тортеллини с видом на Турин :) Сейчас зальем водичкой и сварим

Утром выяснилось, что мы, оказывается, не единственные гости, с нами жила еще одна семья. Но за завтраком мы не пересеклись, а на другое утро к завтраку вышел новый жилец - работник римского национального музея.

Естественно, никакой уборки ни разу за двое суток нашего проживания в номере не производилось.

Суммируя, мне такой вид проживания очень понравился. А еще, хозяйка, следующим утром научила меня варить правильный итальянский кофе в их странной кофеварке, с которой до сих пор я была знакома, но боялась как огня, потому что не умела ею пользоваться! :)

Как мы питались в Турине

Как-то так сложилось, в Турине мы совершенно проигнорировали рестораны. То ли мы сильно уставали, и одним желанием к вечеру было лечь и зацепить ноги повыше, то ли дневного перекуса и кофе хватало. В общем, обошлись, как я уже написала в один вечер тортеллини, а в другой - итальянским вином с сыром.

А вот днем мы дважды захаживали в крохотную забегаловку под названием "Мастер сэндвич"

Мастер сэндвич

Очень приятное место, крохотная кухня, крохотный столик, чтобы подождать пока приготовят ваш заказ и идти. Десятки вариантов сэндвичей и ничем не ограниченная ваша фантазия. Сделают сэндвич согласно любому вашему капризу. Стандартная цена за огромный бутерброд 4,5€. Сэндвичи, и правда, огромны. Мы всегда брали один и просили, чтобы нам его разрезали на две части. Вкусно!

Внутри все инградиенты перед вами и степень свежести, как говориться, на лицо

Сэндвич просто огромен, пришлось попросить, чтобы разрезали пополам

Piazza Vittorio Veneto

Пока селились, пока собирались с мыслями... В общем, решили просто, как всегда прогуляться улицами незнакомого города, увидеть, что увидится, решить, куда стоит вернуться, что рассмотреть более внимательно, что посетить, а куда и возвращаться больше не следует.

Поскольку жили мы, практически, на площади Vittorio Veneto, то и осмотр начали именно с нее.

Пьяца Витторио Венето расположилась на берегу реки По и уютно окружила себя подковой домов, объединенных ожерельем арочных галерей. В солнечную погоду всю пешеходную зону занимают зонтики и столики кофеен, баров и ресторанов. В облачные дни и когда ветер сносит все, что плохо держится за землю, столы и стулья крепко связаны друг с другом, а сама площадь дышит простором и свободой.

Если подойти к каменному мосту Vittorio Emanuelle I, перекинувшемуся через реку, открываются прекрасные виды на Piazza Grand Madre di Dio. Как в сказке, вперед посмотришь, увидишь храм (Gran Madre di Dio), назад - вся площадь Vittorio Venet, как на ладони.

Особенно великолепна площадь Витторио в убранстве вечерних огней

Площадь Vittorio Venet связана с площадью Castello почти километровой беспрерывной арочной галереей. Удивительно, как соседние дома связываются мостиками, как автомобильные магистрали оказываются бессильны перед историческими сооружениями. Трамваи, автобусы и те пустили сквозь аркады!

Идешь по галерее и только витрины магазинов, а еще столики баров, кафе и ресторанов вносят хоть какое-то разнообразие в однообразие окон-дверей-колонн.

Бесконечные арочные галереи

И только вынырнув из-под арки, на противоположной стороне улицы можно увидеть настоящую красоту

Даже трамвайные пути проложены под арками

Музей кино и смотровая площадка Mole Antonelliana

С первой попытки преодолеть всю галерею нам не удалось, свернули к Mole Antonelliana, где смотровая площадка и музей кино. Если кино нас интересовало мало, то закрытая площадка немного разочаровала. Погода была великолепна, солнечно и ни облачка. Ничего, поднимемся завтра (подъем на лифте 4.50€ с человека).

Но и завтра, и послезавтра на смотровую площадку мы так и не поднялись. Не захотели :) Как говориться, что Бог дает, к лучшему. Сэкономили евриков аж на 6 чашек кофе-капучино :)

На подходах к музею кино нас встречали "чудернацькi" скульптуры

Моли в вечерних огнях

Необычный шпиль Mole Antonelliana является главным символом Турина. Своеобразна и интересна история здания Музея кино. В середине XIX века еврейское общество Турина поручило строительство синагоги амбициозному архитектору Алессандро Антонелли. В том, что архитектор был действительно амбициозен, глядя на шпиль Mole Antonelliana, сомнений не возникает. Но, как часто случается, средств на завершение строительства не хватило и недострой был выкуплен городом. По великой задумке муниципалитета, здание достраивалось для Музея Рисорджименто, но в конечном итоге досталось Музею кино.

А мы возвращается к бесконечным галереям.

Университет Турина

Заглядывая в каждую открытую распахнутую дверь галерей, в первый день мы обнаружили главный корпус одного из древнейших университетов Италии - университет Турина. Сегодня здесь проходила какая-то конференция.

О том, что мы попали в университет, нам поведала вот этот ламинированный лист бумаги. Без него я бы находилась в полной уверенности, что нахожусь в музее

Скажете, не музей?

Спортзал с легкостью превращается в конференцзал

Библиотека философии и литературы "Arturo Graf"

Можете не сомневаться, я со своим любопытством открыла каждую дверь, которая смогла открыться, но фотографировать было не всегда удобно, зато, где было удобно или никого не было, я фотографировала все :)

Одним из главных достоинств Турина можно смело назвать лояльность города к туристу, хотя туристов здесь не так уж и много. Так вот, где была хоть малейшая историческая достопримечательность, всегда рядом можно было без труда отыскать информационную доску с краткими историческими выжимками на итальянском и английском языках. Очень удобно. Но там, где туристов быть не должно, нет никаких английских букв :( Так было и в университете.

Здание университета с его великолепным цвета солнечной охры внутренним двориком, скульптурами, колоннами, часами, аудиториями как-то расслабило и погрузило в атмосферу праздничного аристократически богатого средневековья. Но стоило выйти не в те ворота, как сразу же, словно холодной водой, обдало серым унылым темным закованным в решетки бедным (не могу сказать грязным) средневековьем. Удивительное путешествие во времени. Вот только машины, дружно выстроившиеся в ряд, не дают запутаться в столетиях.

А всего-то стоило перепутать порталы :)

Машины, дружно выстроившиеся в ряд, не дают запутаться в столетиях

Контрасты Турина

На площади Castello нас ждало еще одно разочарование - храм San Lorenzo был тоже закрыт. А королевский парк был вообще обнесен забором и закрыт на реставрацию.

Многоликий палаццо Мадама

Palazzo Madama

Вместо San Lorenzo мы заглянули в Базилику Del Corpus Domini (Храм Тела Господня), боюсь дать неправильный перевод, поэтому напишу как есть в оригинале

Базилика Del Corpus Domini

Базилика была воздвигнута в самом центре средневекового города в память о Чуде, которое произошло в Турине в июне 1453 года.

Базилика Тела Господня

В тот замечательный, надеюсь, солнечный день, в город вошли солдаты, ограбившие какой-то горный храм и унесшие оттуда дароносицу с освященной облаткой. Естественно, солдаты шли не с пустыми руками, а со всем, нажитым непосильным трудом, с единственной целью сбыть краденое. Так вот, мул, навьюченный мешками с зерном и всем награбленным добром, как только ступил на площадь, споткнулся и упал.

Мешки свалились и их содержимое рассыпалось, тут уж к гадалке не ходи. В одном из мешков оказалась похищенная реликвия, которая на глазах у изумленной публики на землю не упала, а тут же вознеслась к небу, и, засияв, залила площадь ярким светом. Это ли не чудо? Оказывается, все чудеса еще впереди :)

На площадь в срочном порядке прибыл священник, который своими молитвами, заставил вернуться реликвию на место. И это стало, действительно, чудом :))))

С тех пор, камень, на котором свершилось невероятное, становится местом паломничества и на его месте сооружают храм.

Знатоки утверждают, что серебряная рака (с той самой облаткой) до Второй Мировой войны хранилась в сокровищнице кафедрального собора Турина, а затем следы ее теряются:

Piazza Statuto

Торговая, прогулочная и просто самая древняя улица Турина - улица Via Garibaldi - привела нас неожиданно к площади Статуто (Piazza Statuto), ограненной по периметру симметричными зданиями с арочными галереями, защищающими горожан от зноя и дождя в любое время года.

Очень приятное место для спокойно посидеть на скамеечке у фонтана Фрежюс. Но горожане в один голос твердят, что эта площадь, что ни на есть, "самое черное сердце Турина".

Арочная галерея Пьяцци Статуто (Piazza Statuto)

Piazza Statuto

Площадь находится на самом западе Турина, там, где солнце уходит в закат и откуда приходит тьма. Именно на этой площади в средние века проводили казни, здесь же хоронили покойников. Во времена французской оккупации здесь стояла гильотина, здесь происходили кровавые столкновения народа с королевской гвардией, когда столицу переносили из Турина. Жуть, одним словом.

В центре площади установлен фонтан, посвященный многокилометровому железнодорожному туннелю, проложенному в Альпах и соединившему в 1871 году Италию и Францию.

Basilica di Santa Maria Ausiliatrice

Двигаясь в направлении Палатинских ворот, заглянули в базилику di Santa Maria Ausiliatrice. Храм с таким трудно произносимым итальянским названием "аусилиатрице", в английском звучании передает всю его простую суть - Basilica of Our Lady Help of Christians - храм Девы Мари Заступницы Христиан.

Очень красивый, я бы не побоялась сказать, невероятно красивый сравнительно молодой туринский храм (1868 года рождения), богато украшенный великолепными фресками, картинами, статуями. Работа по камню в оформлении алтаря и множества капелл просто захватывает дух. Ну что тут долго расписывать. Очень красиво.

Храм стоит практически на открытой местности и совершенно не камуфлируется под обычные жилые дома

Храм пренадлежит конгрегации салезианцев, основателем которой является дон Джованни Боско, выдающийся педагог и скромный священный муж. В базилике, справа от главного алтаря, покоятся останки святого Джованни Боско. А главной темой картин и фресок собора является воспитание и образование. Как там говорил дон Боско, я сделал мало, но мои ученики сделают то, что не успел сделать я. Никогда в жизни, не встречала такой темы в христианских храмах.

Я не знаю, можно ли так говорить о храме, но он входит в состав целого Мемориального комплекса дона Джованни Боско.

Монумент Св. Джованни Боско

Палатинские ворота и Туринский собор

Piazza della Respublica откровенно говоря разочаровала. Камни, серые невзрачные здания, одним словом, не интересно. Даже глазу зацепиться не за что. Настолько не за что, что даже ни одной фотографии не осталось ни у меня на фотоаппарате и мобильнике, ни у мужа. А такое случается чуть ли не впервые в истории наших путешествий.

Точно так же меня совершенно не тронули Палатинские ворота. Остатки древнеримской стены 28 года до н.э. Видимо, я к тому времени очень устала, обычно такие вещи меня вдохновляют. А тут вдохновение пришло откуда не ждали - уличные фонари вдоль дороги ведущей к воротам.

Палатинские ворота

Но больше всего нам не повезло с Туринским собором - Duomo di Torino - главным собором Турина, в котором хранится одна из важнейших реликвий христианского мира - плащаница - четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию, было завернуто тело Иисуса Христа. Верующие убеждены, что на плащанице сохранились реальные отпечатки лика и тела Христа, поэтому она и ценится. Так вот, нам не повезло - храм находился на реконструкции. Поэтому наше посещение ограничилось пятнадцатиминутным отдыхом на скамейке напротив храма и созерцанием храма, окруженного лесами. В общем, ни настоящую плащаницу, ни ее рекплику нам так и не посчастливилось увидеть.

Duomo di Torino - главный собор Турина

Итогом дня стал факт, все, что мы планировали посмотреть за два дня в Турине, мы внешне осмотрели за полдня. Мы увидели все главные и рекомендуемые к осмотру площади и все главные памятники.

Прошагав весь центр пешком и, как нам показалось, увидев все, вечером мы решили еще раз прошерстить интернет в поиске, что смотрят люди в Турине. Оказалось, то же, что увидели и мы. Ничего нового.

Тогда я взяла в руки карту и стала внимательно изучать, что предлагают к просмотру туристам жители Турина. К великой радости я обнаружила еще одну смотровую площадку на другом берегу реки По (Po), там же храм Gran Madre di Dio, который мы видели издали, на карте как достопримечательность была отмечена набережная Murazzi del Po и особо отмеченная пешеходная зона, вернее зона с ограниченным движением транспорта.

Вот туда мы и отправились следующим утром.

назад
Дорога длиной в десятилетие
Милан - столица моды
Шоппинг и Тайная вечеря
Турин при хорошей погоде
Генуя - столица Лигурии
Сырой фарш и Сан Лоренцо

дальше

"Многие меня зовут Лягушка-Путешественница. Cколько я себя помню, всегда хотела путешествовать. И когда такая возможность появлялась, я писала письма своим друзьям обо всем, что видела. Теперь эти письма можете прочесть и Вы."