|
Барселона Barcelona Viva Цитадели, Санта Пау и МилаПарк Цитадели - Parc de la CiutadellaТриумфальная арка Санта Креу и Санта Пау Каса Мила Ресторан Bar Central la Boqueria Магические фонтаны Монжуик Парк Цитадели - Parc de la CiutadellaВеликолепным началом нашего последнего дня в Барселоне стал парк Цитадели. Как обычно, не ожидая ничего военного, только потому, что в Барселоне утром все закрыто, мы отправились прогуляться по парку. Тем более, что он был по пути к главной цели сегодняшнего дня Больнице Санта Пау. На территории парка есть зоопарк, музеи, сады и даже искусственное озеро.
В зоопарк и музеи мы идти не собирались, а вот прогуляться по апельсиновым, липовым, пальмовым аллеям, подышать свежим воздухом, наблюдать за людьми, неустанно бегущими за здоровьем - это мы всегда готовы. Тем более, что, судя по количеству туристов, парк, кажется, навсегда вычеркнутым из путеводителей по Барселоне. Просторный, свободный, зеленый, безлюдный... Будто и не в Барселоне вовсе. Но, как мы смогли убедиться чуть позже, это только на первый взгляд и утром.
К нашему удивлению в парке обнаружился шикарный многоуровневый фонтан Cascada с фигурами мифических животных, увенчанный золотой квадригой Авроры. Не обошлось, конечно же, и без Нептуна, Леды, Данайи. Даже Венера есть - стоит в позе танцовщицы фламенко :) Здесь, возле фонтана, мы действительно почувствовали жизнь - туристы, спортсмены, мамочки с колясочками, небольшое открытое кафе и вода. Нам настолько понравился этот фонтан, что мы с удовольствием вернулись к нему летом. Но, увы, он не работал. Работающий фонтан это большое дело, скажу вам. На омываемых брызгами воды фигурах появляются солнечные блики, создается иллюзия движения, фонтан просто оживает. Смотришь и не можешь насмотреться. Местами в парке попадаются интересные скульптуры и инсталляции. Там слон, там какие-то кольца, там беседка. Рядом с беседкой стоит информационная доска, которая поведала нам, что вот эта самая беседка и не беседка вовсе, а оркестровая эстрада. Именно здесь 6 октября 1991 года был зверски избит до смерти трансвестит Соня Рескальво Сафр. Здесь же недалеко в 2011 году был открыт монумент - треугольный монолитный камень с розовыми гранями - в память всех гомосексуалов, пострадавших от преследований на протяжении всей истории. Недалеко от фонтана и оркестровой эстрады трудно не заметить металлическое кольцо - это тоже монумент, который посвящен жителям Барселоны погибшим во время Второй мировой в концентрационных лагерях
В бывшем Арсенале крепости Сьютаделья заседает парламент Каталонии. Раньше в одном из крыльев здания был музей, сегодня его экспонаты перенесены в Национальный музей искусства (на Монжуик). Уникальный зоологический музей можно посетить в Замке трех драконов, что у другого выхода из парка. Прикольно, замок был построен как кафе-ресторан для Всемирной выставки 1888 года. Целый замок для одного ресторана! :)
Триумфальная аркаКогда я закрываю глаза и мыслями пытаюсь вернуться в Барселону, первое яркое пятно, что всплывает из недр памяти - зеленые попугаи на зеленой траве клумб у Триумфальной арки. Беспокойные, громкие, яркие стайки попугаев - самая неожиданная живность на улицах европейского мегаполиса.
Естественно, как только отрываешь взгляд от пернатых, его сразу приковывает к себе арка Триумфа. Сколько триумфальных арок мы уже повидали, но эта особенная. Нет, ее выделяет не архитектура, ее выделяет цвет! Если все виданные арки были мраморно-белые, то эта кирпично-красная. Причем кирпич не заштукатурен и не спрятан. Он на виду и, выделяясь из общей массы, каждый кирпичик придает строению особый шарм. Очень красиво. Вот, казалось бы, ничего особенного, а рассматривать можно часами.
Триумфальная арка для нас явилась логическим завершением прогулки по парку Цитадели, хотя изначально была запланирована как парадный вход в парк. К тому же, она разделяет бульвары Пасео де Люис Компанус и Пасео де Сан Хуан.
Мы не потерялись и не растерялись, мы точно знали наш маршрут - нам на север к Больнице Святого креста и Святого Павла или, как называют ее каталанцы, Санта Креу и Санта Пау. Кратчайший маршрут от Арки к Санта Пау лежал через Саграду Фамилия, так что мы еще раз с удовольствием, уже издалека полюбовались шпилями храма, а Avinguda de Gaudi (проспект Гауди, по-нашему) привела нас к Больничному комплексу.
Санта Креу и Санта ПауМуж, обозрев виды на расстоянии проезжей части, разделявшей проспект Гауди и Сант Пау, сказал, что он все увидел и внутрь не пойдет. Лучше подышит Барселоной сидя на скамеечке у фонтана. Ну, нет, так нет, а я пойду, позаглядываю.
Что сказать Сант Пау впечатляет еще снаружи, и кажется самое красивое вот оно, на самом виду. Что может удивить внутри больницы? Коридоры? Палаты? Ординаторские? В принципе, я была согласна с мужем, но: За что-то же они берут деньги, продавая входные билеты?! Я решила, все же, посмотреть, как были устроены испанские больницы начала ХХ века. Тем более такая известная больница как Сант Пау. Ведь именно здесь прервалась жизнь выдающегося архитектора Антонио Гауди. Именно сюда его привезли после ужасной трагедии.
Утверждают, что Гауди, увлекшись работой, совершенно не следил за собой, и зачастую был похож на бездомного. Вот так и случилось, что в тот вечер, 10 июня 1926 года, Антонио Гауди, прогуливался вокруг своего творения Саграды Фамилия, видимо, замечтавшись или задумавшись, не заметил трамвай, а трамвай, в свою очередь, не заметил Гауди... Гению было 74 года. Гауди, еще можно было бы спасти, но он был в таком состоянии, что не смог внятно объяснить кто он. Ни один извозчик не тронулся с места, чтобы отвезти несчастного в больницу. Никто не был уверен, что бездомный старик сможет оплатить проезд. Поэтому полицейские доставили Гауди в ближайшую больницу для нищих, где он и умер.
Дальше, на мой взгляд, прозвучит легенда. Рассказывают, что власти города заставили извозчиков перекрасить свои повозки в черно-желтые цвета. И навеки веков носить метку позора человеческой жадности (желтый цвет) и скорби по великому Гению (черный). А вы думали, почему такси в Барселоне такого цвета? Эта история заставила меня заплатить 8€ и войти внутрь больницы. А то, что я увидела с первых шагов, заставило меня позвонить мужу (кстати, выйти и снова войти мне не разрешили - это не реально) и позвать его с собой.
Ухоженность территории больничного комплекса, павильоны, укрытые яркой керамической черепицей, скульптуры, дорожки, деревья и внутренние интерьеры просто сводят с ума. Трудно представить, что такая красота была построена в начале ХХ века для обычной больницы. Керамика в этом модернистском ансамбле вообще заслуживает отдельного рассказа. Невероятное количество керамических деталей, раскрашенных вручную - и одноцветные, и с рисунками. Керамика наполняет цветом, оживляет и освежает комплекс. Керамическая плитка павильонов уже тогда была призвана обеспечить не только чистоту и стерильность, но и оказать терапевтический эффект на больных. Это вам не у нас в больницах, где стены до половины выкрашены масляной краской и побелены сверху. Здесь душу люди вложили, о людях подумали, приятно ли им будет находиться в больничных стенах, комфортно ли?! А о невероятных мозаиках на стенах и фасадах и говорить нечего. Красота!
Стоишь внутри комплекса, смотришь по сторонам и не веришь, что в этих стенах была больница для малоимущих граждан. Город внутри города. Каждый павильон призван разным терапевтическим целям и связан с главным корпусом и другими павильонами подземным коридором длиной в один километр. На протяжении десятилетий больница существовала на средства благотворительных взносов, еще с самого начала своей истории (а Сант Пау начал свое существование в 1401 году). В 1902 было начато строительство нового больничного комплекса (вот на него мы сейчас и смотрим) на средства банкира Пау Жила. Сегодня в стенах больницы расположились всемирно известные организации, работающие в области медицины, сбалансированного развития и образования. Естественно, не все павильоны доступны обычному туристу, но даже то, что доступно, впечатляет! Купив билет, посетители попадают сначала именно в подземный коридор приемного отделения. Световые инсталляции, проецируемые на стену никому не дадут усомниться в том, что вы попали в больницу. Врачи, медсестры, каталки, ребятишки в больничных палатах - все пронесется у вас перед глазами, создав иллюзию больничной суеты. Вы можете прогуляться по километровому коридору, а можете выйти на свет Божий и насладиться красотой.
Вот павильон администрации, выполняющий роль главного входа больницы, самое большое и самое богато украшенное здание на территории комплекса. Роскошная лестница, витражи, купола, арки, мраморные колонны, розово-лиловая керамика, мозаичные гербы и флаги Каталонии и Барселоны, лепка, скульптуры - ни что не оставит равнодушным! Нам даже удалось подняться на этаж, закрытый для туристов. Красиво, но офисы уже обезличены современными материалами и дизайнерскими решениями.
А вон - рядом стоят павильон Святого Рафаэля, который открыт для посещений. И знаете, именно здесь происходит чудо. Кажется, невероятным, стены до сих пор сохраняют специфичный больничный запах. Кроме того, интерьер позволяет погрузиться в атмосферу старых лазаретов, а интерьерные фотографии позволяют в полную силу разыграться фантазии. Ширмы, за которыми могли спрятаться от посторонних глаз больные, изолированные помещения для процедур и медицинских кабинетов. Насколько я поняла, этот павильон единственный оставили не тронутым, сохранив все оригинальные помещения.
И уж если мы вспомнили о Гауди, не лишним было бы посетить какой-нибудь дом, автором которого стал Антонио Гауди. Между касой Милой и кассой Батльо я выбрала Милу. Не знаю почему, возможно, потому что мы его уже сто раз видели, проходя мимо. Возможно потому, что мне хватило увидеть внутренние интерьеры в документальном фильме. Не знаю. Я выбрала Милу потому что для меня каса Мила оставался загадкой. Выбрала и не пожалела! Каса МилаДом Мила или Ла Педра был построен Антонио Гауди по заказу промышленника Мила как доходный дом и стал последней законченной работой Гауди. После Милы дома для людей Гауди больше не строил. Возможно предчувствие, а может быть его гениальность настолько велика, что каждый его дом не повторен. Но именно этому дому приписывают самые восхитительные эпитеты, например, "окаменевшая волна" или "поэма в камне". Поэма в камне, звучит?
Дом действительно удивителен. Да, у меня как у современного человека, вызывает множество вопросов архитектура этого здания, скругленные углы, неровные. Световые шахты и внутренние дворы-колодцы. Интересно было бы поговорить с людьми, живущими в Ла Педрере. Да-да, не удивляйтесь в доме, действительно, живут обычные люди. Ну, ладно, наверняка не обычные, учитывая размеры квартир и их стоимость, но все же. Так вот, интересно было бы узнать, как им живется в этом доме. Когда тысячи туристов изо дня в день спускаются по лестнице в подъезде. Дергают ручки входной двери (они-то оригинальные), думаю, находятся желающие и в звонок позвонить. :)
Видимо потому что на дворе стоял ноябрь, туристов было не так много, билеты удалось купить (20,50€/человек) без проблем. Купили и сразу же поднялись на террасу крыши. Оговорюсь, нам очень повезло с погодой. Дождик собирался-собирался, да так и не собрался, иначе не видать нам крышу как своих ушей. Во время дождя терраса для посещения закрывается. И если не иметь возможности прогуляться по волнистой крыше, в дом Милы можно вообще не ходить. Можно подумать, мы квартир со старинной мебелью не видели, и на чердаках в детстве не лазили . Я, безусловно, утрирую. Посмотреть обязательно нужно все. Каждый открытый к осмотру элемент дома - это штрих к портрету. И совершенно невозможно потерять хотя бы малюсенький штришок. А тут целая крыша! Террасы повторяют волнистый рисунок главного фасада здания, а лестницы и аварийные выходы задают холмистый рельеф. Оттого прогуливаясь по крыше, ты то и дело то спускаешься, то подымаешься. Невероятные фигуры, венчающие воздуховоды и дымоходы, дают простор для фантазии. Все сделано из камня, а смотришь и не веришь. Ну вот же "солдатики" явно деревянные. А вот на "бабка" - из чистого зефира! А здесь, мне кажется, Гауди перемудрил с битыми бутылками зеленого стекла и "солдатики" превратились в "грибы-поганки". Ходишь, смотришь на керамику, мрамор, стекло, морские камешки, и не веришь, что на крыше, вдали от человеческих глаз, можно творить такие чудеса!
Для туристов открыта мансарда Ла Педреры, которая предназначалась для стирки и сушки белья жителями дома. Но архитектурное решение конструкции мансарды настолько интересно и наглядно - все 270 параболических арок, можно пройти и потрогать, пересчитать и проверить на прочность :) - что было принято решение разместить здесь экспозицию, посвященную творчеству Гауди. Чертежи, макеты, черновики, эскизы, документы - все, чего касалась рука великого мастера, собрано здесь.
И последнее, куда позволено ступить ноге туриста - это квартира музей, расположенная на 4 этаже Ла Педреры. Кроме скромного обаяния испанской буржуазии, быта и мебели, в квартире можно увидеть не тронутую временем планировку. Такой, какую видел Гауди. Это потом людям разрешили переностить, разрушать и строить новые стены. А здесь все первозданно. Световую шахту опоясывает коридор, из которого можно попасть в комнаты. А можно переходить из комнаты в комнату, так как многие из них смежные. Кстати, а сколько там комнат, я и не посчитала. Залет! :)
Последний вечер мы решили посетить все, что не удалось посетить за несколько дней в Барселоне. Помните, мы не попали в ресторан на рынке Бокерия, сначала там была очередь и он не входил в наши планы, а потом было воскресенье, и рынок не работал. А еще в списках желаемого и не увиденного (потому что мы не захотели терять пару часов в ожидании) были фонтаны Монжуик. Так что план на вечер был предельно ясен и прост. Сначала хлеб, т.е. ресторан, а затем зрелища - фонтан :) Ресторан Bar Central la BoqueriaБыло бы наивным полагать, что в ресторан мы попадем без очереди. Хотя, если признаться, я на это надеялась, так как время для ужина было еще совсем ранним. Но... Где-то около получаса мы томились в ожидании освободившегося местечка у "барной стойки". Это было похоже на сюжет из сказки о хитрой лисичке, сначала под лавочку, потом на лавочку, а потом и хозяев из дома попросила. Так и мы. Сначала стояли в очереди, потом сидели в ней (муж где-то отыскал стульчик), потом я села на освободившийся единственный стул и с помощью девушки, следящей за порядком, организовала уплотнение народа за барной стойкой, что позволило мужу втиснутся со своим стулом :) Те пол часа, которые мы провели в ожидании, мы потратили на изучение меню и выбор блюд. У нас даже приняли заказ, пока мы стояли в очереди. Так что как только мы уселись, буквально сразу же нам подали наши заказы.
Немножко остановлюсь на меню этого заведения. Здесь готовят в основном морепродукты, вернее их в основном заказывают, потому их и готовят. Количество морских гадов, подлежащих приготовлению просто зашкаливает. Выбор сделать очень и очень трудно. Многие смотрят на то, что едят соседи, и если блюдо им по виду нравится, заказывают его. Мне же хотелось попробовать все и сразу: и мидии, и омары, и креветки. Я выбрала ассорти. Муж, памятуя о креветках в чесночном соусе, которыми мы объедались в Гоа, выбрал жареные креветки. Было все очень и очень вкусно, но дорого. Ужин нам обошелся, так чтобы не соврать, порядка 80 € с чаевыми А и ладно! Зато столько удовольствия получили! :) Единственный минус этого ресторана, очередь, стоящая у тебя за спиной. Как-то неудобно рассиживаться, когда люди ждут своей очереди. Пока ешь, как-то их не замечаешь, а когда поел, и твою тарелку тут же убрали, просто сидеть, наблюдать за поварами и болтать, не получается. Приходится вставать и уходить, а так хочется остаться и поглазеть :) Но глазеть мы будем на фонтан, и, учитывая нашу накопившуюся за день усталость, идти к нему придется около часа. Час пешей ходьбы нам не улыбался, и мы решили срезать, как говориться, огородами :) Магические фонтаны МонжуикКаких только эпитетов не прочли мы в отзывах об этом барселонском чуде - музыкальные, поющие, цветовые и даже магические. Тысячи туристов считают первой необходимостью после Саграды Фамилии попасть именно к этим фонтанам. Ни одна обзорная экскурсия по Барселоне не обойдется без феерических струй воды, раскрашенных лучами цветных прожекторов. Если все в таком восторге, посмотрим и мы. Рассчитать то время мы рассчитали, вот только никто из нас не мог представить, что выбрав прямой путь по безлюдным, не освещенным улицам нетуристической Барелоны, мы сможем заблудиться. Ладно-ладно, мы не заблудились, но порядочно покружили по запутанным кварталам, парковкам, подныривая под арки, срезая углы по дворам и подворотням. Ребята, честно скажу, пустота пугала и временами было даже немного страшно. Но мы торопились, чтобы успеть и ничего не пропустить.
Взмыленные как лошади, ровно в 19:00 мы в полном одиночестве стояли у фонтана. Шо за дела? А где все? Не веря своим глазам - людей нет, фонтаны не поют и даже не пляшут, и вообще никаких фонтанов нет - мы поднялись по эскалатору (О! хвала человеку придумавшему поставить эскалаторы) к площадке у подножия Национального музея. Мы подождали еще пол часа, а потом и еще половину, в надежде, что фонтаны вот-вот заработают. Но, увы и ах. Отсюда открывался шикарный вид на вечерние огни площади Испании (Placa Espanya). Именно отсюда несколькими каналами велось прямое включение, репортеры вещали на всю Каталонию, наверно, о том, какой важный вчера был день и какие каталанцы молодцы. Мы, естественно, ничего не поняли, но зато попали в картинку для зрителей. Короче, фонтанов так и не увидели, но получили максимальные кардио нагрузки (а-ну пешкодралом через всю Барселону в темпе гарцующих гончих) и стали секундными звездами, мелькнувшими на испанских голубых экранах в тот вечер :)
С фонтанами истина открылась в отеле. В разборе полетов выяснилось, что фонтаны работают не каждый день - это раз. Фонтаны работают в разное время в зависимости от сезона - это два. И три - внимательно нужно читать отзывы. А то прочли, что фонтаны начинают работать в 19.00, и поскакали. Блин, ну, кто так делает?!
В общем, господа путешественники, будьте внимательны. Фонтаны поют и танцуют:
Это был наш последний день в Барселоне. Кажется, мы не только насладиться, мы надышаться не успели. А завтра нас уже ждет Мадрид...
|
|||||
|